Прошли считанные
дни, и ларец с сокровищами захлопнут. Клад опять закопан. Чудо, явленное
людям, исчезло. У тех, кто его видел, осталось потрясение.
Останутся воспоминания, кто-то, светлея лицом, спросит вас: успели?
видели? попали? Будут и взволнованные, благодарственные слова, письма,
звонка с неизменными вопросами: где можно увидеть? когда еще? как
и у кого узнать?
Скажу сразу: где и когда читающий эти строки сможет посмотреть рисунки
Нади Рушевой и сможет ли вообще — не знаю. С весны 1987 года после
выставки в ленинградском Дворце молодежи рисунки снова вернулись в
папки. Не приглашать же в класс-музей 470-й московской школы на фотокопии.
Неопределенность, тревога и недоумение заставили взяться за перо.
Не так уж много в искусстве художников, заглядывающих к нам в душу,
озаряющих ее. Рушева — явление настолько уникальное, что спустя вот
уже восемнадцать лет после смерти Нади никто из искусствоведов не
берется за монографическое исследование ее жизни и творчества. Как,
с какими мерками и критериями подходить к необычному, как охватить
ее беспримерное наследие — около одиннадцати тысяч (они до сих пор
все не сосчитаны) рисунков?
Мэтры высказались восторженно и определенно: «Несравнимое явление
в искусстве», «Обширное и новаторское духовное богатство», «Ее рисунки
— как бы результат завершенного творчества», «Самая молодая из великих
и самая великая из молодых». Оценки эти — М. Алпатова, В. Ватагина,
Н. Жукова, А. Лаптева, А. Сидорова. Почти все они знали Надю не только
по рисункам. Так что — речь о гениальной рисовальщице?
«Да, гениальной — теперь уже нечего бояться преждевременной оценки»,—
горестно констатировал в 1969 году в некрологе памяти Рушевой известный
художник-анималист, наставник Нади академик Ватагин.
Кто из любителей искусства не помнит ее выставок! При жизни Нади в
шестидесятые годы их было пятнадцать: графику Рушевой показывали во
Всесоюзном музее А.С. Пушкина и Артеке, Государственном музее Л.Н.
Толстого и в Варшаве, Театре на Таганке и в московских творческих
домах. И нигде рисунки не повторялись. В годы, когда на выставках
и в художественных салонах преобладали эстампы, Надя работала в манере
линейной графики, не допускающей подготовок и поправок.
Но поражала в ее рисунках даже не эта изысканная техника, а метко
подмеченные Львом Кассилем «необыкновенное, почти волшебное композиционное
чутье, чудесный глазомер, позволяющие Наде с безошибочной точностью
построить рисунок, расположить его на пространстве любой формы так,
что кажется, лучше уж и нельзя сконструировать изображение».
В семидесятые годы вслед за вернисажем памяти Рушевой в ГМИИ имени
А.С.
Пушкина ее графику показали в 150 городах только нашей страны лучшие
картинные галереи, ведущие музеи, дворцы молодежи. С искусством Рушевой
благодаря выставкам, телевидению, статьям и документальным фильмам
познакомились миллионы. Общественное признание вроде бы налицо. Так
почему же для молодёжи сегодняшних дней материк Рушевой — «терра инкогнита»?
Куда все ушло? Неужели и впрямь стирается в памяти даже совершенство?
Не будем списывать прервавшуюся эстафету на застойные явления в культуре,
отыскивать «необеспечивших», проявивших равнодушие. Были и такие.
А когда их не было? И время ни при чем. Оно было не лучше и не хуже.
Это мы были — кто активнее, а кто инертней. Одни устраивали выставки
Нади, другие — спасибо им! — простаивали в очередях на них. Третьи,
скорее всего, не ходили, потому что отвечали за всю культуру, а болеть
за «частности» — здоровья не хватит.
Когда в 1976 году из жизни шел Николай Константинович Рушев, что-то
засбоилось: выставки прекратились, рисунки вернулись «на домашнее
хранение», к той большей части наследия Нади, которая вообще неизвестна
зрителю... Будет ли встреча?
Отец успел передать в созданный в Пушкинском доме АН СССР фонд Нади
Рушевой ее дневники, письма, несколько десятков рисунков и машинописную
рукопись воспоминаний о Наде. Пятьсот страниц.
Импульсивный и неутешный Николай Константинович бескорыстно помогал
энтузиастам — устроителям выставок, находил силы выступать на вечерах
памяти в разных концах страны, подготовил к печати чудом изданный
альбомчик из 84 рисунков Надя (его в пору выставлять на книжном аукционе
как библиографическую редкость). День за днем «вспоминал» он по записным
книжкам последний год жизни Нади, и воспаленное сердце его не выдержало
самосожжения... В один из тихих октябрьских дней мы погребли урну
с прахом Н. К. Рушева рядом с белым камнем на могиле Нади, что на
кладбище в Красном Строителе. За оградой, повторяющей узор чугунных
решеток последней пушкинской Мойки, встретились отец и дочь, уже навсегда...
Через два года выставка рисунков Нади Рушевой собрала в Японии сто
тысяч посетителей (это у утонченных жителей Страны восходящего солнца!).
А в Болгарии по непонятным причинам так и не увидели чуда Нади Рушевой.
Предваряя несостоявшуюся встречу, Дмитрий Сергеевич Лихачев писал:
«Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в области
человеческого духа... Она работала почти с отчаянием, стремлением
сказать людям как можно больше: о балете (ее наиболее ранние рисунки),
об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе,
Экзюпери и, наконец, о «Мастере и Маргарите» Булгакова. Последние
рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки знание людей,
эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана».
А может быть, тайна скрыта в самих возможностях детства? В восходящем
и таинственном возрасте, когда в немыслимо короткий срок дети овладевают
общечеловеческими навыками и умениями.
Надя росла и развивалась, как большинство ее сверстников, вот только
рано обнаружилось у нее стремление рисовать... Потребность, перешедшая
в неутолимую страсть, счастливо поддержанная, осторожно развиваемая
родителями, не «притушенная» условиями воспитания.
Великое неведение детства, что можно, а что нельзя! Отважность открывателя
и первопроходца. С помощью этого наивного бесстрашия и наполняются
ларцы сокровищами... Сколько открытий у Нади Рушевой! От кентавриц
и кентаврят, «недопридуманных» древними, до фантасмагорий булгаковского
Воланда. Но погас свет, закрыли двери, сняли рисунки со стен, и чудо,
явленное людям, — куда? В шкафы, на полку? Нынче некому в ее родном
городе оказалось отметить вторые семнадцать лет ее бессмертия. По
какому ведомству проходит память? По какому числятся гении?
Общественность Ленинграда выдвинула предложение создать музей Нади
Рушевой. В многочисленных книгах отзывов ее выставок хранятся невостребованными
восторженные выражения чувств тысяч зрителей, требующих издать рисунки
в наборах открыток, альбомах, проиллюстрировать ими книги классиков,
ведь Надя прочитала с фломастером или пером в руке книги пятидесяти
с лишним писателей в диапазоне от античности до современности — только
выбирай!
Ничего этого до сих пор нет. И не предвидится. Может быть, руководство
Госкомиздата СССР рассмотрит этот вопрос? Но решение узла проблем
— в создании межведомственной комиссии по творческому наследию лауреата
премии комсомола Тувы художницы Нади Рушевой с привлечением общественности.
Стоило бы привезти ленинградскую выставку в Москву — кто предоставит
выставочную площадь? — и познакомить с ней и заждавшихся москвичей,
и тех ответственных работников культуры, которые упустили из виду
судьбу творческого наследия художницы. И решить сообща, с участием
Советского фонда культуры состав комиссии, пути и средства пропаганды
творчества Нади Рушевой, увековечения ее художнического подвига.
В нашей стране с ее культурными традициями и мировым запасом духовности
тень забвения не должна касаться гения. Забывчивость еще, случается,
поражает иные инстанции. Но высшая инстанция — всегда народ. А его
решение выражено веско. Дело за ведомствами культуры.
Ленинград — Москва