ПУБЛИКАЦИИ
О НАДЕ РУШЕВОЙ


РИСУНКИ
СТИХИ ...
ФОТОГРАФИИ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПУБЛИКАЦИИ:

Н.В. Маслова,
доктор психологических наук,
кандидат исторических наук,
действительный член РАЕН (Москва)

"Мастер и Маргарита" в графике Нади Рушевой

Посвящаю Маме

В последние годы своей короткой жизни Надя Рушева усиленно работала над созданием литературных графических циклов. Это рисунки к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова.
Надя - первый иллюстратор романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Иллюстрировать сложнейшее произведение М. Булгакова "Мастер и Маргарита" художница начала в 1967 году после прочтения романа в журнале "Москва". До неё не нашлось художника, который бы взялся отразить пером или кистью это произведение не только потому, что роман М. Булгакова был мало известен, но главным образом из-за необычайной сложности работы.
Роман М.А. Булгакова многослоен в своих переплетающихся сюжетных линиях и образах. За простотой слоёв скрывается аллегорическое видение труднейших философских, социальных, нравственных и психологических проблем. Под тонкой, непревзойдённой булгаковской сатирой скрывается вечная проблема дефиниции добра и зла. Вновь и вновь перечитывая роман в разном возрасте и натроении, мы раз за разом открываем в нём эти новые пласты сущего. Художник невольно опустит руки. Художник-иллюстратор должен неминуемо почувствовать, что за одним слоем раскрытой сущности в его рисунке должен последовать другой, столь же точно отражённый. Как в одном рисунке выразить бесконечную булгаковскую мудрость и прозорливость и вслед за писателем показать сатирико-бытовой, исторический, социальный, психологический, философский пласт романа? Художник будет постоянно неудовлетворён, ибо познание романа уходит в бесконечность, как и бессмертные творения А. Данте, У. Шекспира, Ф.М. Достоевского.
Иллюстрировать роман М. Блгакова "Мастер и Маргарита" - огромный риск. И Надя со свойственной лишь избранным простотой, страстью и глубочайшей уверенностью, что способна справиться с этой сложнейшей работой выполнила эту изумительную серию графических вдохновений. Это - вершина, её последний шедевр.
Чем больше всматриваешься в рисунки, тем более постигаешь тайну "рушевского" прочтения Булгакова. Гармония мысли и чувства этих двух авторов, принадлежащих разным поколениям, имеющим огромную возрастную разницу, совершенно очевидна. Она в перспективности содержания их работ. Рисунок Нади Рушевой потому так созвучен булгаковской прозе, что сам по себе - он лишь вход в огромный мир. Каждый вправе интерпретировать увиденное по-своему - свободная графика Нади к этому располагает.
В китайском искусстве есть замечательный традиционный мотив - изображение тростника: одинокий стебелёк на чистом или едва тонированном фоне. Этот лаконичный представитель бесконечной вселенной призван отразить её на холсте, ибо не тростник, согнувшийся под порывом ветра составляет смысл картины, а то, что стоит за ним. Тот же приём присутствует в музыке восточной страны-загадки: мелодичный и тихий звук флейты и тишина за ним. Звук лишь отгоняет тишину.
Вот почему нам присуще сладостное чувство полёта в чистом мире фантазии и образов. Чем выше степень обобщения, чем лаконичнее абстракция по содержанию и форме, тем шире её перспективность.
В композиции рушевских рисунков нет ничего лишнего, но есть главное и второстепенное Главным обычно является отдельный персонаж. Он выписан в совершенстве: его фигура или отдельные части несут главную смысловую нагрузку, передают его характер, настроение. Фон же создаётся лёгкими линейными силуэтами. Например, в рисунке "Гелла с буфетчиком" обнажённое, выставленное напоказ почти голое пышной формы тело героини в туфельках на высоких каблуках выдают её сатанинский характер. Фон же рисунка художница набрасывает несколькими штрихами: обескураженный буфетчик и открытая дверь. Задавать фон ситуэтами - это одна из многих композиционных находок художницы. Вглядитесь в рис
унок "Понтий Пилат с псом". Жестокое и холодное лицо человека, привыкшего побеждать и отправлять на изуверские пытки и смерть. Правый глаз, отражающий биоадекватность, природосообразность отношения человека с окружающим миром, практически находится вне тела, почти выскочил из него, левый глаз - холодный, безжизненный, левая часть рта - тончайшие, почти отсутствующие губы, правая часть - чувственная; кривой нос, высокий лоб - всё выдаёт крайне жестокого, бесчувственного человека, способного уничтожить всё, что стоит на его пути. Пёс же, обращённый к Понтию Пилату, смотрит на него правым глазом, заинтересованно, как на больного, нуждающего в помощи. И этот глубочайший по психологическому контексту рисунок выполнила 16-летняя Надя Рушева, никогда не изучавшая психологию, но интуитивно понимавшая все взаимосвязи человеческой души, особенности психологии, раскрытые в последующем в работах академика, доктора психологических наук, профессора Ирины Николаевны Шванёвой.
Амплуа хадожницы - гибкая, без единой помарки линия в изображении фигуры, как на переднем плане, так и в силуэтах фона. Однако нельзя не заметить и характерное для неё композиционное решение портрета. Центр композиции - глаза, выписанный Рушевой как никакой другой элемент. Вглядитесь в лицо Фриды. Это женщина, умертвившая своего незаконнорожденного ребёнка. Рисунок выполнен чёрной тушью, но глаза кажутся светлыми, выцветшими. Они полны страдания: кошмарное видение - убиенный ребёнок - стоит перед взором этой женщины. Видение прошлого, мольбы, отчаяние, тоска во вгляде, выписанном гениальной кистью. Всё остальное в рисунке играет роль фона: не столь тщательно выписаны руки, платок, волосы Фриды... Фон лишь подводит к восприятию основного.
Перед нами портрет "Задумавшийся Мастер". Правый глаз - вне этого мира. Он как бы видит то, что не способен увидеть никто, кроме Мастера. Левый глаз внимательно и глубоко разочарованно смотрит в мир. Ничего лишнего. Единственный аксессуар, привнесённый художницей - перстень, подчёркивает изысканный вкус Мастера. Уберите эту деталь, и вся композиция неизбежно пострадает.
Гений не может быть без маленького чуда. Своё чудо совершила и Надя. Художница не могла знать, но почувствовала, что Михаил Булгаков носил фамильный перстень, которым она украсила руку Мастера, сознательно придавая Мастеру черты Иешуа. Таким образом, художница слила воедино в своей работе Булгакова - Мастера - Иешуа. Никогда не видела Надя и жену Булгакова - Е.С. Булгакову. Елена Сергеевна, послужившая прототипом Маргариты, была удивлена портретным сходством с нею "Маргариты" Нади Рушевой.
Многоплановость булгаковского романа ставит сложнейшие задачи выбора изобразительных средств. Единство, цельность или самостоятельность, расчленённость их - что важно, что нужно, что необходимо, что возможно? Есть ли в арсенале художницы такие разнообразные средства? Можно ли средствами одной лишь графики перенести на лист видение бытового, историко-философского, психологического и сатирического пластов произведения?
Всмотримся... "Мастер и Маргарита" - это, как правило, чёрно-белая перьевая графика, с заливкой тушью. Лишь в двух гротескных работах присутствует цвет - жёлтые мимозы первоц встречи героев, где Маргарита утешает Мастера, и один из многих - почти неземной портрет Маргариты. Эта же сложная техника пера и туши, требующая от художницы высшего технического мастерства - в жёсткой теме чертовских сил: "Око Воланда", "Воланд"... Лишь несколько листов гротескно-сатирических в цвете - "Азазелло", "Кот-Бегемот" и "Коровьев-Фагот".
Абрисные, острые чёрно-белые профили Понтия, дога, Иешуа на кресте в работах историко-философского пласта романа оттеняются, контрастируют с мягкими линиями линиями цветных фломастеров, пастели в портретах Иешуа, сценах на Голгофе, сценах пыток Иешуа Марком Крысобоем. И, наконец, цветные динамичные образы сатирико-бытового плана романа - "Наташа на борове", "Вариете", "Хор в Массолите"... И лишь несколько листов - чёрно-белая графика.
Фейерверк возможностей цветной и чёрно-белой графики, линии и штриха, пятна и лессировки, пера и фломастера, карандаша и пастели в видении единства добра и зла, злого добра и доброго зла. Многообрази оттенков земного и возвышенного, смешного и страшного, умершего и грядущего...
Лишь два рисунка финала исполнены совершенно иной техникой - акварель! Редчайшая акварель Надежды Рушевой! - "Полёт в бесконечность" и "Прощайте!".
Невольно приходит сравнение с более ранней работой художницы - "Ромео и Джульетта". Это единый ряд - триптих розово-голубых акварелей с размытыми линиями туши - как выражение рушевского понимания лирики высокого, высочайшего, апофеозного ухода в бесконечность! Только Ромео и Джульетта, только Мастер и Маргарита и Надя Рушева - Надежда... Остаётся догадываться, что бы могла сотворить художница, какой ещё шедевр подарить миру... Именно с такой загадкой оставляли мир его гениальные дети , уходя в бесконечность...
 
 
 
Сайт создан в системе uCoz