РИСУНКИ
СТИХИ
...
ФОТОГРАФИИ
ГЛАВНАЯ
СТРАНИЦА
ПУБЛИКАЦИИ:
|
Н.В.
Маслова,
доктор психологических наук,
кандидат исторических наук,
действительный член РАЕН (Москва)
"Мастер
и Маргарита" в графике Нади Рушевой
В последние
годы своей короткой жизни Надя Рушева усиленно работала над созданием литературных
графических циклов. Это рисунки к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова.
Надя - первый иллюстратор романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Иллюстрировать сложнейшее произведение М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
художница начала в 1967 году после прочтения романа в журнале "Москва".
До неё не нашлось художника, который бы взялся отразить пером или кистью
это произведение не только потому, что роман М. Булгакова был мало
известен, но главным образом из-за необычайной сложности работы.
Роман М.А. Булгакова многослоен в своих переплетающихся сюжетных линиях
и образах. За простотой слоёв скрывается аллегорическое видение труднейших
философских, социальных, нравственных и психологических проблем. Под
тонкой, непревзойдённой булгаковской сатирой скрывается вечная проблема
дефиниции добра и зла. Вновь и вновь перечитывая роман в разном возрасте
и натроении, мы раз за разом открываем в нём эти новые пласты сущего.
Художник невольно опустит руки. Художник-иллюстратор должен неминуемо
почувствовать, что за одним слоем раскрытой сущности в его рисунке
должен последовать другой, столь же точно отражённый. Как в одном рисунке
выразить бесконечную булгаковскую мудрость и прозорливость и вслед
за писателем показать сатирико-бытовой, исторический, социальный, психологический,
философский пласт романа? Художник будет постоянно неудовлетворён,
ибо познание романа уходит в бесконечность, как и бессмертные творения
А. Данте, У. Шекспира, Ф.М. Достоевского.
Иллюстрировать роман М. Блгакова "Мастер и Маргарита" - огромный риск.
И Надя со свойственной лишь избранным простотой, страстью и глубочайшей
уверенностью, что способна справиться с этой сложнейшей работой выполнила
эту изумительную серию графических вдохновений. Это - вершина, её последний
шедевр.
Чем больше всматриваешься в рисунки, тем более постигаешь тайну "рушевского"
прочтения Булгакова. Гармония мысли и чувства этих двух авторов, принадлежащих
разным поколениям, имеющим огромную возрастную разницу, совершенно
очевидна. Она в перспективности содержания их работ. Рисунок Нади Рушевой
потому так созвучен булгаковской прозе, что сам по себе - он лишь вход
в огромный мир. Каждый вправе интерпретировать увиденное по-своему
- свободная графика Нади к этому располагает.
В китайском искусстве есть замечательный традиционный мотив - изображение
тростника: одинокий стебелёк на чистом или едва тонированном фоне.
Этот лаконичный представитель бесконечной вселенной призван отразить
её на холсте, ибо не тростник, согнувшийся под порывом ветра составляет
смысл картины, а то, что стоит за ним. Тот же приём присутствует в
музыке восточной страны-загадки: мелодичный и тихий звук флейты и тишина
за ним. Звук лишь отгоняет тишину.
Вот почему нам присуще сладостное чувство полёта в чистом мире фантазии
и образов. Чем выше степень обобщения, чем лаконичнее абстракция по
содержанию и форме, тем шире её перспективность.
В композиции рушевских рисунков нет ничего лишнего, но есть главное
и второстепенное Главным обычно является отдельный персонаж. Он выписан
в совершенстве: его фигура или отдельные части несут главную смысловую
нагрузку, передают его характер, настроение. Фон же создаётся лёгкими
линейными силуэтами. Например, в рисунке "Гелла с буфетчиком" обнажённое,
выставленное напоказ почти голое пышной формы тело героини в туфельках
на высоких каблуках выдают её сатанинский характер. Фон же рисунка
художница набрасывает несколькими штрихами: обескураженный буфетчик
и открытая дверь. Задавать фон ситуэтами - это одна из многих композиционных
находок художницы. Вглядитесь в рис
унок "Понтий Пилат с псом". Жестокое и холодное лицо человека, привыкшего
побеждать и отправлять на изуверские пытки и смерть. Правый глаз, отражающий
биоадекватность, природосообразность отношения человека с окружающим
миром, практически находится вне тела, почти выскочил из него, левый
глаз - холодный, безжизненный, левая часть рта - тончайшие, почти отсутствующие
губы, правая часть - чувственная; кривой нос, высокий лоб - всё выдаёт
крайне жестокого, бесчувственного человека, способного уничтожить всё,
что стоит на его пути. Пёс же, обращённый к Понтию Пилату, смотрит
на него правым глазом, заинтересованно, как на больного, нуждающего
в помощи. И этот глубочайший по психологическому контексту рисунок
выполнила 16-летняя Надя Рушева, никогда не изучавшая психологию, но
интуитивно понимавшая все взаимосвязи человеческой души, особенности
психологии, раскрытые в последующем в работах академика, доктора психологических
наук, профессора Ирины Николаевны Шванёвой.
Амплуа хадожницы - гибкая, без единой помарки линия в изображении фигуры,
как на переднем плане, так и в силуэтах фона. Однако нельзя не заметить
и характерное для неё композиционное решение портрета. Центр композиции
- глаза, выписанный Рушевой как никакой другой элемент. Вглядитесь
в лицо Фриды. Это женщина, умертвившая своего незаконнорожденного ребёнка.
Рисунок выполнен чёрной тушью, но глаза кажутся светлыми, выцветшими.
Они полны страдания: кошмарное видение - убиенный ребёнок - стоит перед
взором этой женщины. Видение прошлого, мольбы, отчаяние, тоска во вгляде,
выписанном гениальной кистью. Всё остальное в рисунке играет роль фона:
не столь тщательно выписаны руки, платок, волосы Фриды... Фон лишь
подводит к восприятию основного.
Перед нами портрет "Задумавшийся Мастер". Правый глаз - вне этого мира.
Он как бы видит то, что не способен увидеть никто, кроме Мастера. Левый
глаз внимательно и глубоко разочарованно смотрит в мир. Ничего лишнего.
Единственный аксессуар, привнесённый художницей - перстень, подчёркивает
изысканный вкус Мастера. Уберите эту деталь, и вся композиция неизбежно
пострадает.
Гений не может быть без маленького чуда. Своё чудо совершила и Надя.
Художница не могла знать, но почувствовала, что Михаил Булгаков носил
фамильный перстень, которым она украсила руку Мастера, сознательно
придавая Мастеру черты Иешуа. Таким образом, художница слила воедино
в своей работе Булгакова - Мастера - Иешуа. Никогда не видела Надя
и жену Булгакова - Е.С. Булгакову. Елена Сергеевна, послужившая прототипом
Маргариты, была удивлена портретным сходством с нею "Маргариты" Нади
Рушевой.
Многоплановость булгаковского романа ставит сложнейшие задачи выбора
изобразительных средств. Единство, цельность или самостоятельность,
расчленённость их - что важно, что нужно, что необходимо, что возможно?
Есть ли в арсенале художницы такие разнообразные средства? Можно ли
средствами одной лишь графики перенести на лист видение бытового, историко-философского,
психологического и сатирического пластов произведения?
Всмотримся... "Мастер и Маргарита" - это, как правило, чёрно-белая
перьевая графика, с заливкой тушью. Лишь в двух гротескных работах
присутствует цвет - жёлтые мимозы первоц встречи героев, где Маргарита
утешает Мастера, и один из многих - почти неземной портрет Маргариты.
Эта же сложная техника пера и туши, требующая от художницы высшего
технического мастерства - в жёсткой теме чертовских сил: "Око Воланда",
"Воланд"... Лишь несколько листов гротескно-сатирических в цвете -
"Азазелло", "Кот-Бегемот" и "Коровьев-Фагот".
Абрисные, острые чёрно-белые профили Понтия, дога, Иешуа на кресте
в работах историко-философского пласта романа оттеняются, контрастируют
с мягкими линиями линиями цветных фломастеров, пастели в портретах
Иешуа, сценах на Голгофе, сценах пыток Иешуа Марком Крысобоем. И, наконец,
цветные динамичные образы сатирико-бытового плана романа - "Наташа
на борове", "Вариете", "Хор в Массолите"... И лишь несколько листов
- чёрно-белая графика.
Фейерверк возможностей цветной и чёрно-белой графики, линии и штриха,
пятна и лессировки, пера и фломастера, карандаша и пастели в видении
единства добра и зла, злого добра и доброго зла. Многообрази оттенков
земного и возвышенного, смешного и страшного, умершего и грядущего...
Лишь два рисунка финала исполнены совершенно иной техникой - акварель!
Редчайшая акварель Надежды Рушевой! - "Полёт в бесконечность" и "Прощайте!".
Невольно приходит сравнение с более ранней работой художницы - "Ромео
и Джульетта". Это единый ряд - триптих розово-голубых акварелей с размытыми
линиями туши - как выражение рушевского понимания лирики высокого,
высочайшего, апофеозного ухода в бесконечность! Только Ромео и Джульетта,
только Мастер и Маргарита и Надя Рушева - Надежда... Остаётся догадываться,
что бы могла сотворить художница, какой ещё шедевр подарить миру...
Именно с такой загадкой оставляли мир его гениальные дети , уходя в
бесконечность... |