Античная
серия рисунков Нади Рушевой проникнута светом. и это вполне созвучно
античному пониманию прекрасного. Ведь даже на земле, считал Платон,
красота
заключается не столько в симметрии, сколько в освещающем её сиянии. От Надиных
рисунков исходит этот удивительный, воспринимаемый не только глазом,
но и наполняющий душу свет. Её "Дочь Лаконии" - внутренний свет за
предельным лаконизмом линий и внутренней самодостаточности, чуждая
любым внешним проявлением. Главное для Нади - увидеть, создать образ
в своей душе, а затем запечатлеть его в рисунке. О своей технике
рисунка Надя говорила: "Рисунки проявляются будто водяные знаки,
которые остаётся только обвести".
Если рассматривать античность как великий импульс, исток и тайну
рождения европейской искусства и мысли, то вполне естественно, что
античность - начало и завершение проявленности Надиного духа. В возрасте
7-8 лет она создаёт серию, состоящую из 100 рисунков о подвигах Геракла
- своеобразное рождение Надиного мышления изх мира, дошедшего до
глубин постижения Любви в последнем рисунке, вышедшем из-под её пера
за несколько дней до ухода из мира - "Аполлон и Дафна". Этот рисунок
- своеобразная аллегория удивительно тонко схваченных Надей тенденций
в постижении античности. Аполлонийского - светлого, разумного, становящегося
самостоятельным мышлением, преодолевающего, сбрасывающего мифологические
облачения, и дионисийского - страстного, стремящегося к слиянности
с природой и не желающего расставаться со своей природной данностью,
стихийностью, безрассудностью чувств, не подверженных строгой оценке
и анализу. Греки удивительным образом, как никто до них или после,
сочетали в себе оба эти начала. Возможно, это сочетание позволило
дать импульс всей последующей цивилизации. Надя, как бы проникнув
в эту тайну греческого духа, запечатлела силу и величие дионисийства
- "Танец вакханок", "На волю! (Бег кентавриц)", "Сатиресса поит кентавра",
"Встреча Вакха и нимфы". Строгость, изящество, сила, определившие
лидерство в последующих веках аполлонийсива, выражены с неменьшей
силой: "Две гречанки", "Красс со свитой", "Аристотель и Александр".
Совсем не случайно истоком творчества Нади является античность, дух
которой удивительно сочетал страстность и разумность. И, возможно,
это сочетание даст ключ к загадке Нади Рушевой, выведшей из глубин
веков образы и мысли, которые обрели самостоятельную жизнь. Пройти
мимо них после того, как это сделала Надя, уже невозможно. Они живут.
Кентаврицы кружатся в своём нескончаемом вальсе, читают свиток, усевшись
на землю, маленькие кентаврята неутомимы в своих шалостях, а кентаврёнок
с венком удивлённо-пристально вглядывается в это мир.
"Даже в самой малой любви присутствует предчувствие бесконечности,
отвечающей бесконечной устремлённости души", - писал последний великий
мыслитель античности Платон, чуть-чуть приоткрывая перед нами тайну
античности. В любви к людям и этому единственному миру рождены рисунки
Нади, уносимые кавалькадой улетающих героев "Мастера и Маргариты"
в бесконечность. Один из последних её рисунков так и называется "Полёт
в бесконечность". Полёт... начало которого в античности. Это: "Дедал
и Икар", "Гибель Икара", "Прерванный полёт", продолженный в "Маленьком
принце", завершённый в "Мастере и Маргарите". И сегодня на небосклоне
среди звёзд, на которые так любили смотреть греки, светит звезда,
названная "Надя Рушева", явившаяся воплощением прерванного и никогда
не завершающегося полёта... полёта души Гения.