ПУБЛИКАЦИИ
О НАДЕ РУШЕВОЙ


РИСУНКИ
СТИХИ ...
ФОТОГРАФИИ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПУБЛИКАЦИИ:

Н.В. Маслова,
доктор психологических наук,
кандидат исторических наук,
действительный член РАЕН (Москва)

Творчество Надежды

"Легко следовать правильно за тем, кто идёт впереди."
(Ян Амос Коменский)

Московская художница Надежда Рушева прожила 17 лет, месяц и неделю, оставив людям 10 тысяч рисунков.
Она родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, но всю жизнь провела в Москве. Мама Нади - Наталия Дойдаловна Ажикмаа-Рушева - по-прежнему живёт в маленькой московской квартире (на юге Москвы), и здесь всё говорит о дочке. Отец художницы, Н иколай Константинович Рушев), умер через шесть лет после кончины своей дочери.
Рушевы были семьёй творческой интеллигенции. Наталия Дойдаловна - в прошлом профессиональная балерина, солистка тувинской балетной труппы. Николай Константинович - художник-декоратор. Так что для тех, кто ищет причину появления феномена Нади Рушевой - здесь может быть будет приоткрыта его тайна.
Гениальность юной художницы - в потенциальном. Жизнь всегда оставляет мало времени людям этой категории. С Надей рок обошёлся ещс жёстче. Короткий отрезок её жизни - всего 17 лет - был заполнен не по возрасту напряжённым трудом. Девочка начала рисовать с 5 лет, и рисунок сразу стал для неё способом освоения бытия. И впоследствии её никогда не учили рисовать. Поэт живёт рифмами, музыкант - созвучиями. Надя жила и мыслила рисунком. Она не рисовала с натуры и не знала бесконечных штудий. Она рисовала мыслимое и прочувствованное, словно следуя совету художника Б. Иогансона: "Задумываться о том, чтобы такое написать, смешно. Старайтесь только правдиво передать то, что вас сердечно тронуло." Бумага сохранила впечатления девочки от прочитанных ей родителями сказок и мифов, от наблюдений за окружающим её миром. Великое множество сюжетов - характерная черта детского периода творчества Нади. Становление художницы идёт быстро. Рисунки стремительно наполняются глубоким содержанием. Уже в 13 лет она создаёт серию рисунков к "Евгению Онегину" с трепетом Татьяны, пишущей письмо, и бесконечно трёхгранной проблемы любви. Вероятно, с этих работ 1965 года приходится говорить о начале нового "недетского периода" в творчестве художницы.
Мысль это то, что вызывает к жизни рисунок и то, что вызывается рисунком. Надя рисует. Её вусё интересует. Образы мира переполняют её. Перо следует за мыслью. Это - мысль духовного, чувственного, интеллектуального внутреннего "Я" художницы. И как всё имманентно присущее ей, рисунки непосредственны, искренны, непреднамеренны. Надя рисовала беспрестанно, рисовала глазами, когда не было возможности рисовать рукой. Она украшала мир в рисунке. Не имевшая заданий по риосванию, она не могла не излить своё видение мира, она не могла не создавать образный мир из своего внутреннего мира.
Великий Роден писал: "Настоящий Мастер тот, кто смотрит на мир своими глазами, кто умеет видеть красоту даже в обысных предматах." Итак, линия-мысль-духовность. Рисунки, написанные духовным человеком, не только приобщают к божественному, но лечат и защищают. Работы Нади Рушевой в энергетическом плане можно сравнить с деревом с мощной корневой системой и густой кроной. Корневая система - в историко-культурной почве мира. Крона - 10000 графических листов мечты: духовных проектов, выстроенных в бузепречной золотой пропорции, которая есть фундамантельная несущая Мир пропорция. Её рисунки наполнены любовью и духовностью, они способны проникать не только в сознание, но и в подсознание и врачевать дух. В 1966-67 гг. Надя создаёт варшавскую серию, большое число работ на библейские и античные темы, серию "Балет", тончайшую серию "Маленький принц" (по А. Экзюпери).
Цельность натуры обусловила отношение Нади Рушевой к жизни и творчеству как человека и художницы. Плодом колоссального духовного напряжения, высокого трудолюбия, требовательности к себе стал творческий прорыв 1968-69 и зрелость юной художницы. Академик В.А. Ватагин писал: "Среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира." В эти два последних года Надя создаёт знаменитые серии иллюстраций к романам "Война и мир", "Мастер и Маргарита".
Немилосердная судьба распорядилась так, что художница не имела возможности выбирать свои работы для разнообразных изданий. Не секрет, что любая гениальность идёт к своим шедеврам через множество проб и ошибок, тяжёлый труд. Время сохранило бесчисленные наброски великих мастеров, поэтов и писателей - свидетельство мучительных поисков нужного слова, единственно возможной рифмы, образа. И как итог - миру представали безукоризненные формы, чудные звуки и строки.
Трагическая смерть внезапно оборвала жизнь девочки. Ещё вчера, приехав из любимого пушкинского Петербурга, жизнерадостная, полная творческих сил и надежд, она неожиданно скончалась от кровоизлияния в мозг 6 марта 1969 года. Оставленные 10 тысяч рисунков включают наброски, черновики, совершенные работы, шедевры. Родители бережно хранили даже то, что требовательная к себе художница бехжалостно браковала. Сохранилаись измятые и перечёркнутые листы. Эти обстоятельства требуют внимания в подходе к оценке наследия Нади Рушевой.
Теория не имеет дела с тем, насколько приятно видеть рисунок, но имеет дело с вопросом, каким образом подобрана форма, адекватная содержанию. Конечно, произведения не создаются по руководствам, но анализ техники позволяет не только на интуитивном уровне чувствовать художника, но и определить его профессиональный уровень. Если речь идёт о девочке-подростке, то от решения этой серьёзной проблемы зависит порой то внимание, с которым будет храниться хрупкое наследие Рушевой, будет ли оно признано национальным достоянием. Имея эту цель и воспринимая работы Нади цельными и вдохновенными, продолжим рационалистическое расчленение её творчества, не считая это, подобно Н. Бердяеву, "вторым грехопадением человечества".
Графика - от греч. grapho - пишу, черчу, рисую. Графика как вид изобразительного искусства, включающего рисунок (основное средство графики) и печатные художественные произведения (гравюра, литография, линогравюра и др.), основанные на искусстве рисунка (в основном черно-белого) на бумаге.
Изобразительные средства графики разнообразны: контурные линии, штрих, пятно, фон листа. Эти средства способны образовывать контрастные и нюансные соотношения.
Назначение графики различно: набросок, этюды, эскизы, тщательно разработанная композиция. Графика может быть изобразительной, декоративной, шрифтовой. Целостногсть и выразительность графики зависит от вкуса, чувства и понимания её материалов, техники и т.д.
Изучение более чем 12-тысячелетней истории графики в творческой семье Рушевых было естественным и необходимым делом для открытия возможностей создавать новое, самобытное.
Как первая техника и стиль в художественной деятельности человека графический рисунок появляется в эпоху позднего палеолита. Много тысячелетий спустя рисунок трансформируется в графику письма (древнеегипетские иероглифы 4 тыс. до н.э.). Позже появляются и первые графические рисунки в рукописях. Графика получила новое дыхание с появлением ксилографии в 6-7 вв. в Китае. Древние мастера знали технику нанесения изображения на металл. Настоящим чудом графики являются изображения на Царских воротах Рождественского собора в Суздале в начале 13 века. Расцвет же графики наступает в период средних веков в Европе с изобретением техники книгопечатания И. Гуттенбергом в 15 веке. Тогда стало возможным тиражирование графической продукции. С 16 в. на Руси также начинается печатание гравюр. Лучшие образцы сохранились в Евангелии от 1561 г., "Апостоле" И. Федорова 1564 г.
Однако тиражирование привело к упрощению самого графического рисунка. Карикатура, сюжеты библейских сказаний и сказок стали жанрами, где господствовала графика. Новая эпоха 18 века внесла новые темы: градостроение, батальные сцены, пейзаж. Первая школа русских гравёров - А. и И. Зубовы, И.И. Махаев, Е.П. Чесмецов, Г.И. Скородумов и др. успешно овладевали графическими техниками. Ширилась технологическая база техники: распространяется гравюра на металле, литография, литогравюра и др.
Русское графическое искусство было в семье Рушевых предметом постоянного внимания. Особенно любили работы художников-новаторов, в работах которых проявляется литография (А.О. Орловский, О.А. Кипренский, С.Ф. Галактионов), офорт (А.Е. Егоров, К.П. Брюллов), классическая гравюра резцом (Н.Н. Уткин и его школа).
Особый интерес вызывал период конца 19 в. (В.Е. Маковский, В.А. Сомов, П.И. Коровин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.В. Мате, И.И. Левитан).
В беглой ретроспективе развития графического искусства нельзя обойти вниманием советскую графику. Пролетарское изобразительное искусство вошло в историю, прежде всего, как искусство плаката. Яркие, звучные плакаты В.В. Маяковского, М.Н. Черемных, В.Н. Дени, Д.С. Моора и др. явились новым словом в изобразительном искусстве и началом советской графической традиции плаката, карикатуры, шаржа. Это искусство, рассчитанное на массового зрителя, сохранилось и в книжной графике советского периода. Таким образом, по глубине мысли, интимности, индивидуальности графический рисунок занял как бы приниженное положение по сравнению с другими изобразительными стилями. Можно сказать, что он оставался "детским" рисунком взрослых. Особняком стоит в советском искусстве творчество выходцев из "Мира искусства": Ю.П. Анненкова, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинского, И.И. Невинского и др. Это лучшие художники, родоначальники советской книжной иллюстрации. Многие из них работали в технике линейной и штриховой графики. Впрочем, нельзя утверждать, что их творчество было широко известно. Скорее наоборот, это были художники, которых знали и ценили специалисты. Их работы в области книжной графики выходили в небольших издательствах и маленькими тиражами. Советская школа графики - Д. Кардовский, В. Фаворский, П. Митурич, Н. Куприянов - завоевала международное признание.
Надежда Рушева не имеет предшественников в графике в прямом смысле. Её путь в искусстве - качественно нов. Её линейная графика уникальна в многовековой истории этого вида искусства. Недаром в учебнике графики немецкие специалисты приводят в качестве высших образцов линейной графики работы Нади Рушевой. Если всё-таки попытаться искать, кто же ближе других художников к технике её рисунка, то это, наверное, Анри Матисс. Возможно, это сравнение послужило основой для подарка Елены Сергеевны Булгаковой, который она сделала отцу Н. Рушевой после просмотра риснков художницы к роману "Мастер и Маргарита" - это альбом Анри Матисса с подписью "Наташе-победительнице".
Надя творила всегда из себя. В этом, ьезусловно, большая заслуга родителей и воспитателей - художника-анималиста академика В.А. Ватагина, педагога изостудии дворца пионеров Л.А. Магницкой. Они смогли оценить и рассмотреть способности ребёнка, бережно поддерживать этот чистый родник индивидуальности, интимности. Множество планов смысла недоступно поверхностному взгляду. Можно быть уверенным: каждый, кто спорикасался с искусством художницы, уносит в сердце на всю жизнь свою Надю.
Гениальность художницы не раз подчёркивалась специалистами-художниками, искусствоведами. Крупнейший специалист в области графики - академик А.А. Сидоров писал: "...17 лет жизни, и оставить людям такое обширное, зрелое и новаторское духовное богатство. Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительного искусства. Среди поэтов, музыкантов редко, но бывали необычайно ранние творческие взрывы, у художников - никогда; вся юность у них уходила на штудии и освоение мастерства."
Графика Н. Рушевой - альбомные зарисовки, наброски. Это рисунки, сделанные без предварительной подготовки, как бы мгновенно. Задача этого вида рисунка - чётко и метко схватить в образе существенное, характерное и передать это самыми скупыми, но самыми выразительными средствами. Хорошая альбомная зарисовка заменит тысячу слов, и ей не потребуется арсенал средств других разновидностей рисунка - ни станкового или прикладного, книжно-иллюстративного или плакатного.
Альбомная зарисовка в творчестве Н. Рушевой неисчерпаемо многообразна не только в художественно выразительном, но и в техническом аспекте. Образ, идея, материал, композиция и технические средства слиты в живом организаме художественного произведения. О рисунках Рушевой можно было бы сказать словами А. Матисса: "Я не смогу уже больше ничего ни прибавить к этой линии, ни отнять от неё". Интуитивное чувство композиционной напряжённости рисунка, способность обощить впечатление, дар глубоко переживать и нести в себе вековой опыт классического и народного искусства - всё это было врождённым в художнице. Применительно к Наде Рушевой до сих пор говорилось лишь о врождённом чувстве композиции (compositio - от лат. сочинение, составление). Однако наличие черновиков позволяет говорить о том, что художница часто искала необходимое равновесие композиции в единстве частей, в пластике образа и цвета. Однофигурные композиции часто имеют несколько вариантов. Например, профиль Пушкина, портреты Наталья Гончаровой... Двухфигурные композиции не всегда с первого листа удовлетворяли художницу: известны перечёркнутые ею, но сохранённые родителями листы "Маргарита утешает Мастера", "Пушкин, танцующий с Н. Гончаровой", ныне вошедшие в альбомы. В многофигурных сомкнутых композициях Надя достигала композиционной гармонии, организуя действия по принципу кольца, как, например, в тончайших листах "Пушкин у семейного очага", "Встреча Вакха и Нимфы", "Пушкин танцует с Амалией Разнич".
Часто художнице необходима композиция триптиха: "В балетном классе", "Танец негритянок", "Татьяна в Петербурге". Многофигурные разомкнутые композиции встречаются нечасто. Это "Оленята", "Красс со свитой" и, наконец, "Полёт в бесконечность" в булгаковской серии рисунков. Весьма сложным принято считать в изобразительном искусстве построение композиции по принципу "линия красоты", получившее подробное описание в трактате У. Хогарта "Анализ красоты". В рисунках Нади эта сложная композиция используется часто: "Художник и модель 20 века", "Художник Возрождения за росписью дворца" (С. Ботичелли), "Наташа - счастливая мать", "Две ласки щекочут коня", а также в балетных сценах. Однако внимательный взгляд заметит, что принцип "линии красоты" присутствует не только в многофигурных композициях. Удивительным образом S-образная линия объединяет фигуры Геракла и Деяниры, Медеи и Кормилицы, Лиса и Маленького Принца, Наташи и Пьера, Наташи с куклой, Сашу Пушкина с сестрой Олей и многие другие двухфигурные композиции. Всмотримся в "линии красоты" одно-фигурных "Евы", "Дочери Лаконии", "Грустного Лиса", "Кентаврёнка", "Восточной танцовщицы", "Балерины в голубом", "Танцующей Вакханки", "Шахерезады", "Татьяны, пищущей письмо Онегину". Пирходит мысль о золотом сечении как о глубинной композиции рисунка.
Гармонизация композиции рисунка и компоновка каждого отдельного образа была бы неполной без изумительной точности линий, почти всегда - крайнего лаконизма изобразительных средств, динамики пера художницы. Линии поют, словно застывшая на листе музыка. Природа одарила девочку способностью проводить точные пластичные линии.
Известный живописец К. Юон, размышляя о роли линий в рисунке, писал: "Линии... водят взглядом больше, чем что-либо в рисунке" и способны стать "самой поэтической частью рисунка". Рушевские линии просты и одновременно экспрессивны. Подавляющее число рисунков художницы состоит из одних лишь линий, без какой бы то ни было тонировки или раскраски. Потенциальные возможности линий реализованы, как нельзя более полно. Благодаря лаконизму, графика художницы хорошо запоминается, и вы в состоянии припомнить всё, до последнего штриха. Техническая виртуозность её линий впечатляет непередаваемой музыкальностью, и вы не в состоянии их забыть.
Работы Нади в сложной технике пера и туши, ручки и чернил, фломастера и сухой иглы, так же как её работы карандашом, мелками, акварелью, пастелью не знали подчисток, исправлений, поправок. Работать сразу набело было одним из величайших даров художницы. Её рука словно соперничает в точности и виртуозности с её мыслью. Чуть ошиблась рука - и лист перечёркнут, отброшен. Надю интересует безукоризненная передача её мысли в рисунке. Надежда Рушева была и остаётся королевой свободной линии. Линия - сутьи символ не только мира каждого рисунка, но и всей графики художницы.
Взросление и творческий рост художницы - две совпадающие прямые: чем старше девочка, тем сильнее экспрессия, точнее линия, остроее композиция. Третий компонент графики Рушевой - цвет - играет немаловажную роль. Он не только дополняет рисунок, а работает как равноправное художественное средство. Цвет играет то композиционную, то пластическую или сопроводительную роль. Принцип равноправия цвета и линии использовали В.М. Конашевич, Ю. Васнецов, И. Билибин, А. Сургайлене, Б. Жилете и другие мастера. Многие художники используют линии в черно-белой графике, но меньше виртуозов цветной линейной графики. Она находится в качественно ином отношении к черно-белой графике. Воздушность линии цветка, птицы в черно-белой графике передаются тонкой линией, цветная же графика может быть увереннее, толще, что подчеркнёт воздушность изображения.
Виртуоз чёрной линии в графике англичанин О. Берделей в последние годы творчества просил издателей печатать его рисунки не чёрной, а зелёной или пурпурной краской. Цветные линии использовали П. Пикассо, В. Клемке, А. Колоре. Декоративная сила цветной линии как на белом фоне ("Пьеро и Коломбина"), так и на цветном фоне (ранние работы фломастером, вся серия "Маленький Принц", "Марсельеза", серия "Матери мира") и др. В меньшей степени художница использует цветовое пятно ("Трубящие весталки", "Багира"). Нельзя утверждать, что техника цветового пятна получила широкое распространение в рисунках Н. Рушевой. Вернее следовало бы говорить о сочетании цветовой гаммы и цветового пятна, как техники смешанного типа. Этот приём был знаком художнице по работам И. Билибина, В. Лебедева, В. Лосина, В. Перцова, В. Конашевича, Л. Бакста, а также любимых ею мастеров Японии: Утомато, Харунобу, Кунисада. Надя делает цветовое пятно кистью, пастелью, мелком. Она использует пятно в сочетании со штрихом и линией.
Наиболее сложен технический рисунок пером (металлическим, гусиным). Быстрый очерк пером позволяет художнице схватить мимолётные движения и в то же время помогает сделать намёк на объёмность форм. Среди очерковых контурных шедевров Н. Рушевой назовём автопортрет в 8 лет, "Соло балерины", портреты лицеистов, "Адам и Ева".
В наследии Нади Рушевой множество перовых тональных рисунков: "Балет-пантомима", "Артек", балет "Анна Каренина", "Эстрадный хор", "Наташа плачет" и другие. Перовые рисунки требуют острой наблюдательности, внимания и энергии, заставляют рисующего извлекать из образа самое существенное, характерное. И этим развивает глаз и способность представить пред умственным взором обобщённый образ. Большое воспитательное значение этих рисунков ещё и в том, что они приучают к строгости построения и лепке формы, точности и уверенности в работе. И односеансный линейный рисунок, что исполнен, словно одним взмахом сильной руки мастера, по-своему закончен и является плодом длительных поисков композиции и выразительных средств отбора самого главного и характерного. Хотя "стадийность" рисунка Н. Рушевой отсутствует, но в процессе работы над ним художница держала "в голове" общее, рисовала "от общего" тот образ, который начинал и который заканчивал работу. Поэтому обобщение было не завершающим этапом, а сквозной задачей от начала до конца. И сама техника работ Нади вытекает из замысла пластической идеи, владевшей художницей, отличаясь предельным лаконизмом, точностью каждой линии, изсканностью средств. "Зрелость и способность решать рисунки просто, обощённо и с большим вкусом были присущи Коле Дмитриеву, Наде Рушевой," - писал Ю.Р. Аксёнов.
Штриховые изображения или линейно-штриховые не свойственны Наде Рушевой, разве что изредка штрих создаёт фон ("Артек", "Теснятся образы", "Автопортрет в 15 лет").
Цвет в работах Рушевой имеет сильное психологическое воздействие. Так цветной фон бумаги в "Бегущих кентаврицах" или "Шахерезаде" создаёт ощущение пламенной динамики, в "Грустном Лисе" - чувства тепла и доверчивости. Теоретик 20 века Освальд считает, что цвета являются гармоничными, если они одинаковы по насыщенности. Надя почти не использует этот приём. Её привлекает цвет как фон для динамичной линии. Подбор цветного фона ею осуществляется двумя способами. Либо цвет бумаги как фон рисунка, либо светлый оист покрывается художницей нежной лессировкой, под которой проглядывает основа. Это создаёт ощущение лёгкости, прозрачности, воздушности. В сочетании нежной лессировки и воздушной линейной композиции гармония цвета, движение линий, композиция создают особое настроение в рисунках Нади.
Весьма редка Н. Рушева применяла также и технику монотипии, т.е. получение лишь одного оттиска с формы. Это сложная техника, при которой используется влажная бумага, доска, масляная краска, зажим досок. Оттиск бумаги делается кисточкой. Это: "А. Мицкевич", "А. Пушкин", "Автопортрет в 16 лет", "Непокорённая", "Калипсо" и цветная монотипия "Портрет Маргариты" к роману М. Булгакова.
В 1968-69 гг. Надю познакомили с техникой рабты сухой иглой по металлу. Сохранилось 2-3 пробные работы художницы маслом. Это архитектурные пейзажи Нижнего Новгорода, где Надя побывала с отцом. Как видно, она проявляла не только теоретический, но и прикладной интерес к самым разным техническим приёмам и материалам живописи и графики. Надя глубоко изучала историю искусства. Дома у неё была прекрасная библиотека. Кстати, она не только изучала наследие прошлого для себя, но старалась делиться своими знаниями с теми, кто был рядом. Она много раз водила друзей и одноклассников на экскурсии в музем Москвы и Ленинграда. В свои 15-16 лет она была вдохновенным и профессиональным экскурсоводом.
В настоящее время творческое наследие Н. Рушевой сосредоточено в Госдарственном Литературном музее А.С. Пушкина (около 9 тыс. ед. хр.), Литературном музее Л.Н. Толстого в Москве (около 300 рисунков), музее имени А. Блока в с. Шахматово, краеведческом музее г. Кызыла в Туве (около 300 работ), а также в классе-музее школы № 470 г. Москвы. Эти и многие другие графические листы художницы, сохранившиеся в частных коллекциях, описаны в первом сводном каталоге, посвящённом творчеству Нади Рушевой.
Порой Творец создаёт сущности, безупречно продуцирующие в Мир божественные идеи. Надя Рушева и была таким художником, пришедшим в нашмир задать эталоны Тонкости, Пропорциональности, Духовной Чуткости. Она - дитя космического человечества, озаряющее мир цветом индиго: Высшей Мудрости, Правдивости, Справедливости, Любви, осмысленности своего предназначения в Космосе и на Земле.
Мы говорили о творческом наследии, духовности и техническом мастерстве гениальной семнадцатилетней девушки, красивом Человеке, давшей имя звезде. Будем верить, что под звездой "Рушева" художественному наследию Нади суждена долгая земная жизнь.

 
   
Сайт создан в системе uCoz